Требования к материалам для дорожной разметки
Требования к материалам для дорожной разметки на современном этапе
Современный этап развития дорожной отрасли характеризуется ужесточением требований к дорожной разметке — увеличиваются гарантийные сроки, в процессе эксплуатации контролируется не только ее сохранность по площади, но и фотометрические параметры.
Качество и продолжительность функциональной долговечности дорожной разметки зависит от ряда факторов.
Прежде всего, следует выделить следующие:
-
качество материалов и изделий, используемых для разметки;
-
вид технологии и оборудования для нанесения разметки;
-
качество подготовки дорожного количество покрытия;
-
соблюдение технологии нанесения разметки;
-
условия эксплуатации автомобильной дороги (улицы) и, соответственно, разметки.
Специалисты порой расходятся во мнении по оценке «весомости» каждого из перечисленных факторов, но, бесспорным является то, что высокое качество разметки не может быть обеспечено при использовании «второсортных» материалов и изделий.
Зачем нужна такая дорожная краска, которая станет держаться на поверхности только если на нее изначально нанесена грунтовка глубокого проникновения?
Краска для разметки должна иметь прочное сцепление с дорогой и без предварительного грунтования.
Возникает вопрос, как определить, насколько хороши краски и пластики?
Еще совсем недавно качество материалов и изделий определялось по параметрам, приведенным ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования» и техническим условиям производителя. Но, при испытаниях материалов возникали следующие проблемы.
Во-первых, в ГОСТ Р 51256-99 содержится явно недостаточное количество нормируемых параметров.
Результаты испытаний, выполненных в течение более чем пятилетнего периода специалистами научно-технического центра «М Дорконтроль» и кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ (ГТУ), подтверждают сказанное. С одной стороны, практически все проконтролированные образцы красок (эмалей), термопластиков и холодных пластиков полностью соответствуют требованиям, изложенным к материалам в ГОСТ Р 51256-99. С другой стороны — никак нельзя утверждать, что все материалы идентичны: для их применения требуются различные технологии, да долговечность разметки, выполненная с использованием этих материалов, весьма отличается (при прочих равных условиях).
Во-вторых, в технических условиях (а их было проанализировано около 80) устанавливаются не только различные требования, но и различные методы контроля. Порой отсутствуют ссылки на нормативные документы, равно как и сами методы.
Весьма часто встречаются ссылки на методики каких-либо организаций без указания подробной информации (за исключением названия организации). Соответственно, практически невозможно проводить испытания этих материалов где-либо кроме указанной организации.
В-третьих, при изучении технических условий в ряде документов было выявлено нормирование параметров, не имеющих отношения к самим материалам. Так, например, установление в технических условиях требований к краскам или пластичным материалам по коэффициенту световозвращения совершенно некорректно. Тоже следует отнести к коэффициенту сцепления с колесом транспортного средства и функциональной долговечности.
Нормирование в ГОСТ Р 51256-99 параметров материалов для дорожной разметки не может быть признано целесообразным исходя из интересов стандартизации.
С 1 января 2007 г. ситуация с нормированием требований к материалам принципиально изменилась — вступили в действие два новых национальных стандарта: ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования» и ГОСТ Р 52576-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний». Документы были разработаны на основании плана важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских робот дорожного хозяйства на 2004-2005 гг., утвержденного распоряжением Росовтодора и в соответствии с Программой национальной стандартизации РФ на 2006 г.
Разработчиками национальных стандартов являются МАДИ (ГТУ), НПЦ «М Дорконтроль» и НТЦ «Катафот».
Стандарты были внесены Техническим комитетом по стандартизации ТК-418 «Дорожное хозяйство», приняты Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Согласно статьи 16 Федерального закона «О техническом регулировании» на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии были опубликованы уведомления о начале и завершении общественного обсуждения проектов национальных стандартов.
Проекты национальных стандартов были направлены в адрес нескольких организаций. Полученные замечания и предложения позволили повысить качество документов. Но, к сожалению, приходится констатировать недостаточную активность общественности при обсуждении проектов национальных стандартов.
Рассматривая ГОСТ Р 52575-2006, необходимо отметить несколько особенностей.
В национальный стандарт введены разделы (помимо непосредственно технических требований) «определения и сокращения», «классификация материалов», «требования к комплектности», «требования к маркировке», «требования к упаковке», «требования к транспортированию и хранению», «требования по безопасности».
Требования к методам испытаний приведены в ГОСТ Р 52576-2006.
К материалам для дорожной разметки относятся материалы, предназначенные для нанесения дорожной разметки на автомобильных дорогах и улицах с усовершенствованным покрытием.
После нанесения и высыхания (отверждения) материалы определяют эксплуатационные свойства дорожной разметки.
Материалы для разметки автомобильных дорог классифицируются на следующие типы:
-
Краски (эмали);
-
Пластичные материалы.
Пластичные материалы, в свою очередь, по способу отверждения классифицируются на:
-
Термопластики;
-
Холодные пластики.
Характеристика материала для разметки дорог, определяющая его свойства по нормируемому параметру, определяется классом разметочного мотериала.
Класс имеет буквенное обозначение. Цифрами определяется группа требований по данному параметру.
В национальном стандарте применены следующие обозначения классов разметочных материалов, сокращения и обозначения:
-
АС — класс по адгезии высохшей пленки краски (эмали) к стеклу;
-
В — класс по коэффициенту яркости высушенной пленки краски (эмали), отвердевшего расплава термопластика и холодного пластика;
-
ВВ — класс по времени высыхания краски (эмали);
-
ВТ — класс по времени отверждения термопластика и холодного пластика;
-
НВ — класс по массовой доле нелетучих веществ в краске (эмали);
-
ПК — класс по плотности краски (эмали);
-
ПП — класс по плотности отвержденных термопластика и холодного пластика;
-
СП — класс по степени перетира краски (эмали);
-
ТР — класс по температуре размягчения термопластика;
-
УВ — класс по условной вязкости краски (эмали);
-
х, у — координаты цветности.
Технические требования к материалам для разметки автомобильных дорог, устанавливаемые в ГОСТ Р 52575-2006, приведены в таблицах 1-4.
Также в ГОСТ Р 52575-2006 устанавливается требование к стойкости высохшей пленки красок и эмалей (не менее 48 ч) и отвердевших термопластики и холодных пластиков (не менее 72 ч) к статическому воздействию следующих сред:
■ 3% водного раствора хлорида натрия при температуре 0°С;
■ насыщенного водного раствора хлорида натрия при температуре 0°С;
■ воды при температуре 20°С;
■ 10% водного раствора щелочи гидроксида натрия при температуре 20°С.
Стойкость к статическому воздействию раствора щелочи гидроксида натрия устанавливается только для материалов, предназначенных для разметки цементобетонных покрытий.
В ГОСТ Р 52575-2006 приведены требования к комплектности при поставке материалов для дорожной разметки.
Разметочные материалы должны поставляться с сопроводительной документацией производителя, включающей паспорт с основными характеристиками материала (со ссылкой на стандарт организации или другой нормативный документ), данные по количеству и фракционному составу световозвращающих элементов (при их наличии в составе материала), инструкцию по технологии применения материала, в которой отражают правила проведения работ, правила техники безопасности, правила транспортировки и хранения материала, экологический (гигиенический) сертификат или другой документ, подтверждающий соответствующую безопасность материала.
В случае комплектования материалов для дорожной разметки рецептурным растворителем и/или световозврощающими элементами информация о них должна быть отражена в сопроводительной документации на материал для дорожной разметки.
Маркировка разметочных материалов должна включать следующие данные:
■ наименование продукции;
■ наименование страны-изготовителя;
■ наименование предприятия-изготовителя;
■ область применения;
■ правила и условия безопасного хранения и транспортировки;
■ юридический адрес предприятия-изготовителя;
■ масса нетто;
■ масса брутто;
■ товарный знак предприятия-изготовителя;
■ дата изготовления;
■ номер партии;
■ срок годности;
■ обозначение нормативного документа, по которому изготавливается продукция.
Срок хранения для разметочных материалов: для красок и эмалей — не менее 6 месяцев, а для термопластиков и холодных пластиков — не менее 1 года со дня изготовления.
ГОСТ Р 52576-2006 содержит следующие разделы: область применения, нормативные ссылки, обозначения, методы испытаний, требования безопасности.
В лабораториях кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ (ГТУ) и НПЦ «М Дорконтроль» выполняется контроль качества разметочных материалов в соответствии с требованиями нового национального стандарта.
Изменения, вызванные введением в действие ГОСТ Р 55575-2006 и ГОСТ Р 52576-2006, привели к разработке Изменения № 1 в Стандарт Федерального управления автомобильных дорог «Холмогоры» (разработчики — Упрдор «Холмогоры» и НПЦ «М Дорконтроль»).
Введение в действие национальных стандартов, устанавливающих требования к материалам для дорожной разметки и соответствующим методам контроля позволит повысить объективность информации о красках (эмалях), термопластиках и холодных пластиках, обоснованно выбирать материалы с учетом используемых технологий, требований к разметке и условиям эксплуатации автомобильной дороги.
В настоящее время по заданию Росовтодора специалистами МАДИ (ГТУ) и НПЦ «М Дорконтроль» ведется разработка ряда национальных стандартов, устанавливающих требования к изделиям для горизонтальной дорожной разметки (штучных форм и стеклошариков) и соответствующих методов контроля.