бесплатно по России 8 800 700-14-31
КАТАЛОГ

Специальные предложения
на фирменные материалы
«ИНФРАХИМ-АНТИКОР»®

Противокоррозионная защита стальных поверхностей водного транспорта

30.07.2014

Противокоррозионная защита стальных поверхностей водного транспорта

Известно, что вследствие коррозии металла из строя выходит большое количество эксплуатируемых сооружений, например, подземных сооружений на метрополитене, гидросооружений и конструкций, в том числе эксплуатируемых судов и их частей на водном транспорте.

Помимо общих известных факторов, обусловливающих высокую коррозионную активность морской воды, факторами, ускоряющими коррозионный процесс в воде, являются скорость потока морской воды, обрастание металла морскими водорослями и, как результат этого, развитие язвенной коррозии под слоем обрастания вследствие затрудненности подвода кислорода к поверхности стали. Значительно увеличивает скорость коррозии наличие на поверхности стали оксидов железа, гидратов закисей и окисей железа и последующее образование ржавчины состава (FeO×Fe2O3×nH2O).

Существует много методов противокоррозионной защиты металлических и неметаллических материалов от разрушающего воздействия окружающей среды.

Известно, что более 80% всех противокоррозионных защитных и декоративных покрытий составляют лакокрасочные (ЛКП) с применением различных лакокрасочных материалов (ЛКМ).

Для получения надежного противокоррозионного ЛКП с улучшенными физико-химическими свойствами на металлических поверхностях при эксплуатации в морской воде необходимо использовать ЛКМ с определенным комплексом требований, в частности с малой водонабухаемостью и водопроницаемостью, технологичностью при нанесении, высокой адгезией и прочностью полученных покрытий, сохраняющих декоративность на протяжении длительного времени, а также химически стойких.

В настоящее время промышленность предоставляет широкий ассортимент ЛКМ для антикоррозионной защиты на водном транспорте, в частности эпоксидные, эпоксидно-уретановые, эпоксидно-фенолоформальдегидные, эпоксидно-битумные, эпоксиэфиры. Однако они не обеспечивают получение надежных и экологически полноценных ЛКП.

Из литературных данных известно, что процессы взаимодействия полимеров с поверхностями пигментов, наполнителей и подложек, как показано в работах П.И. Зубова, Ю.С. Липатова, С.Н. Толстой, В.А. Огарева, А.А. Берлина и др. исследователей, оказывают важное влияние на физико-химические и физико-механические свойства покрытий и наполненных полимерных систем.

В работе был предложен и обоснован подход к разработке ЛКМ для минеральных алюмосиликатных керамических поверхностей и в связи с этим создан экологически полноценный водный ЛКМ — МЧ-578.

В работе указано, что важным критерием при выборе пленкообразователей ЛКМ для алюмосиликатных поверхностей является высокая адсорбционная активность карбамидоформальдегидных олигомеров (с полярными метилольными и аминными группами) с кислотными центрами на поверхности алюмосиликатов. В этой же работе рассмотрено влияние величины отрицательного поверхностного заряда сорбента на величину адсорбции олигомеров.

Вопросы адсорбционной емкости и химии поверхности применительно к AL–Si поверхностям также были рассмотрены ранее.

Что касается применения и систематизации вышеизложенного материала в области противокоррозионной защиты стальных металлических поверхностей, из ранее проведенных исследований известно о высокой адсорбции ряда пленкообразователей ЛКМ на окислах железа, что в свою очередь влияет на физико-химические свойства ЛКП.

Известно, что основными элементами микроструктуры стали являются феррит (твердый раствор марганца, кремния, фосфора, хрома в α-железе), аустенит (твердый раствор углерода и других элементов в α-железе) и цементит, представляющий собой химическое соединение Fe3C. Благодаря проникновению различных элементов химический состав и структура поверхностного слоя стали изменяются.

Также известно, что состав продуктов коррозии довольно сложен, он зависит от условий коррозии металлов и ее продолжительности. Например, установлено, что компонентами ржавчины являются γ-FeOOH, α-FeOOH, Fe3O4 (магнетит), в частности при эксплуатации во влажных условиях. В данной работе говорится о том, что присутствие магнетита обеспечивает длительную антикоррозионную защиту металлических поверхностей, указывается на возможные процессы фазовых превращений, в частности γ-FeOOH в α-FeOOH и на их быстрое протекание под покрытиями на основе пленкообразующих с низкими адсорбционными свойствами.

Выводы

Таким образом, композиты на различных смолах находят широкое применение в качестве защитных антикоррозионных покрытий на водном транспорте. Однако систематизация знаний в области химии поверхности стали, наличия активных функциональных групп, модификации ЛКМ, направленного регулирования их эксплуатационных характеристик для создания высококачественных ЛКМ с заранее заданными свойствами для противокоррозионной защиты на водном транспорте, а также необходимые исследования для этого отсутствуют.

В Московской государственной академии водного транспорта проводятся определенные научно-исследовательские работы по изучению и разработке новых материалов в области противокоррозионной защиты стальных металлических поверхностей объектов водного транспорта, но этого пока недостаточно.

В связи с вышеизложенным для разработки экологически полноценных высоконаполненных ЛКМ для антикоррозионной защиты металлических поверхностей, в частности и на водном транспорте, предлагается:

  1. Провести совместно с заинтересованными сторонами дополнительные исследования структуры поверхностного слоя стали с учетом присутствия в ней прокатной окалины (Fe2О3), ржавчины (FеO×Fe2O3×nH2O) и ее компонентов.
  2. Провести исследования зависимости химии поверхности стали с присутствием там активных центров от количества различных элементов в его структуре.
  3. С учетом состава новых конструкционных материалов в судостроении провести исследования химии поверхности стали с целью выявления типа активных центров, а также определения зависимости величины адсорбционного взаимодействия различных пленкообразователей ЛКМ с ними.
  4. С учетом химических процессов, протекающих на поверхности стали, провести исследования адсорбции различных пленкообразующих для выбора соответствующего пленкообразователя ЛКМ с активными функциональными группами.
  5. Расширить исследования по созданию высоконаполненного ЛКМ с меньшим содержанием антикоррозионных пигментов с учетом необходимой цветовой окраски.

к.т.н. Г.Н. Папулова, Московская государственная академия водного транспорта

Список литературы

  1. Экизашвили Г.Ш. Защита лакокрасочными покрытиями металлоконструкций и технологического оборудования в подземных условиях. — Тбилиси, 1991.—150с.
  2. Зубов П.И., Сухарева Л.А. Структура и свойства полимерных покрытий.—М.: Химия,1982.— 255с.
  3. Липатов Ю.С. Физическая химия наполненных полимеров.—М.: Химия, 1977. —303с.
  4. Папулова Г.Н. Формирование покрытий из водных растворов пленкообразователей на керамических поверхностях: Дисс. … канд.тех. наук. – М.,1987.
  5. Папулова Г.Н. Изучение адсорбции КФ-олигомеров из водных растворов на алюмосиликатных керамических поверхностях. ч. 1//Лакокрасочные материалы и их применение. — 2011. —№6. — С.47–49.
  6. Папулова Г.Н. Влияние величины алюмосиликатного модуля (M) керамической поверхности на ее кислотность и адсорбционную емкость. ч. 2//Лакокрасочные материалы и их применение.—2011. —№7. — С.46–49.
  7. Каневская Е.А., Котова А.И. Исследование взаимодействия пленкообразующих с продуктами коррозии и его влияние на физико-химические свойства покрытий // Лакокрасочные покрытия /Под ред.Е.Н. Владычиной.—М.: Химия,1972. —233c.

Другие публикации

Проблемы расширения рынка порошковых красок
Проблемы расширения рынка порошковых красок
Технология порошковых красок впервые была введена в 1960-х гг. и в первую очередь была применена для защитного покрытия металлических труб....