бесплатно по России 8 800 700-14-31
КАТАЛОГ
Справочник

Специальные предложения
на фирменные материалы
«ИНФРАХИМ-АНТИКОР»®

Великое искусство создания риски

Технология нанесения лакокрасочных материалов на кузов автомобиля

Глава 2. Ремонтная и конвеерная окраски: одна цель, разные технологии. Продолжение (начало здесь).

§ 1. Условия проведения окраски. Подготовка поверхности Продолжение (начало здесь).

Шлифование

Вряд ли стоит говорить, что шлифование — это одна из основных операций в общем комплексе ремонтных работ по восстановлению лакокрасочного покрытия кузова автомобиля. Поэтому качеству ее выполнения придается особое значение.

Сегодня наибольшее распространение получила сухая машинная шлифовка. Она практически вытеснила старый дедовский метод работы «по мокрому», неизменными спутниками ко-торого были горы грязи на малярном участке и попадающиеся под ноги ведра с водой. Не секрет, что шлифование — самая трудоемкая, требующая наибольших временных затрат операция при проведении кузовного ремонта. По некоторым оценкам, она составляет до 65 % всего цикла. Поэтому сокращение времени и усилий маляров на выполнение этой операции влечет за собой весьма значительный рост эффективности технологического процесса автосервисного предприятия в целом, что и обеспечивает сухая машинная шлифовка.

Шлифование «по мокрому» требует применения специальных водостойких шлифовальных материалов на основе карбида кремния и позволяет в среднем за час обработать поверхность, площадь которой равна 4 м2. При сухой же шлифовке за то же время можно обработать, по оценкам многих специалистов, поверхность площадью где-то в 10 м2. Она не требует специальных водостойких материалов, что говорит о существенных преимуществах «сухого» способа.

При использовании высокопродуктивной системы пылеудаления практически полностью устраняется пыль из рабочей зоны, что, в конечном счете, прямо влияет на качество выполняемых работ: меньше пыли в окрасочной камере, меньше дефектов, возникающих по ее причине во время окраски, и, как следствие, меньше дополнительных затрат на их устранение.

___________

Глубина риски

Качество поверхности

Мелкое зерно

Малое

Высокое

Крупное зерно

Большая

Низкое

Открытое размещение

Большая

Низкое

Плотное размещение

Малое

Высокое

 

Следует помнить, что на заводе деталь не шлифуется — высокоагрессивные протравливающие грунты наносятся в полностью закрытых герметичных и изолированных камерах (дистанционно или автоматически). И делается это потому, что заводская концентрация цинкофосфатов весьма велика (мало того, что они просто ядовиты, к тому же они не выводятся из организма, накапливаясь до определенной критической дозы и отравляя человека).

В автомастерских таких камер нет, поэтому используемые лакокрасочные материалы менее агрессивны (хотя производители ремонтных ЛКМ добавляют в свою продукцию цинк, правда, в крайне малых, безвредных количествах), а следовательно, они уступают заводским по некоторым свойствам, и в частности по адгезионным. Поэтому-то для нас такое важное значение приобретает первичная риска, ее глубина и особенно форма (наверное, всем понятно, что шлифуем мы преимущественно для того, чтобы создать риску, а не для того, чтобы устранить остатки старой лакокрасочной поверхности). От нее зависит, насколько хорошо наносимый материал сцепится с подложкой, ведь она способствует улучшению механической адгезии, увеличивая площадь соприкосновения этого материала с поверхностью.

Глубина риски

Глубина риски — это критерий качества обрабатываемой поверхности. Она измеряется в мкм (тысячные доли мм) и показывает отклонение профиля поверхности от идеального.

При обработке с помощью шлифовального материала глубина риски зависит от размера зерен и плотности его размещения. Не меньшую ответственность за глубину рисок несет ход эксцентрика шлифовальной машины.

При чем здесь форма? Каждый материал, как известно, имеет свою вязкость, прямо зависящую от степени помола наполнителя, плавающего в связующем веществе. Степень помола грунтов достаточно велика (25-30 микрон), поэтому вязкость первичных грунтов составляет в среднем 17-20 сек., вторичных — 30, 40, 50 сек., шпатлевка же вообще не является текучей — степень помола ее наполнителя мала, вследствие чего ее вязкость превышает 150 с.

Разные формы риска приобретает потому, что абразив на различных поверхностях оставляет за собой различные следы — их и должны заполнить наносимые материалы. Причем заполнить полностью, не оставляя полостей при соприкосновении  с  подложкой. И им легче заполнить «клин», оставленный минералом на шпатлевке, чем проникнуть в заусенцы, образовавшиеся на металле. Чтобы обеспечить проникание материалов в такую риску, как посчитали умные головы,  надо приложить давление в 4 тонны на квадратный сантиметр. Конечно, такое давление ни на заводе, ни уж тем более в автомастерской создать невозможно.

Но, по-скольку другого способа увеличения механической адгезии нет, нам все равно придется создавать риску. Для оптимизации этого процесса разработана известная всем градация абразивных материалов Р40, Р6О, Р80 и т. д. — для каждого материала (и, соответственно, для каждой операции) свой абразив. Только так можно создать корректную риску, в которую проникнет то, что должно проникнуть, и именно так, как надо. Шлифовальные материалы классифицируются по размеру используемого зерна. При этом применяются так называемые ряды Р. Размер зерен устанавливается по сетке, построенной в дюймовом формате.

То есть номер зернистости обозначает количество ячеек стороны квадрата размером 1 кв. дюйм, через которые просеиваются зерна. Также, наряду с зернистостью, ряды Р определяют и допуски на наличие мелких и крупных зерен. Это важно, так как мелкая зернистость с большим содержанием крупных зерен не позволяет осуществить подготовку высококачественной поверхности.

И наоборот — крупная зернистость с большим содержанием мелких зерен не дает возможности достичь максимальной мощности шлифования (быстрое удаление материалов с поверхности).
Известно, что шпатлевка в силу своей вязкости хорошо заполняет риски, оставленные на металлической поверхности(не алюминий) минералом Р120, при обработке вручную и Р80, при обработке эксцентриковой шлифовальной машинкой, при нанесении на старое покрытие или шпатлевку Р180 и Р150 соответственно (разница объясняется
тем, что при механической обработке эксцентриком минерал дважды не проходит по одной риске и тем самым не усугубляет ее — это, кстати, одно из весомейших преимуществ «сухого» метода), в противном случае она дает просадку — дефект, проявляющийся на последующих наносимых слоях. Причем не сразу — зимой ждите рекламации только через два-три месяца, поскольку температура низкая и процесс полимеризации идет дольше, чем летом, когда солнце выступает в роли великолепной естественной инфракрасной сушки.

При правильном чередовании абразивных материалов каждая последующая градация уменьшает шлифовальные риски от предыдущей градации примерно в 2 раза. Поэтому все более крупные риски на шпатлевке следует понижать до оптимальных размеров. Справедливости ради надо отметить, что риска в процессе жестяных работ делается не только при помощи абразивов. Она создается рихтовочными пилами, химволокнистыми кругами и т. д. Все эти инструменты создают невообразимую риску, в которую не проникает вообще ничего, а в результате — опять просадка.

Отсюда резюме: обязательно понижайте риску (или нейтрализуйте, или счищайте — назовите как угодно, смысл не изменится). Это можно сделать абразивом с шагом не более  100 единиц от прежде использованного (так называемое «правило 100»). Только тогда эта операция будет выполнена корректно. «Прыжок» же, например, с Р80 на Р240 приведет только к срезанию верхушек, которое совсем не отразится на изменении риски: в нужную нам сторону (на уменьшение). Причем такую риску мы никогда не будем в состоянии отследить, поскольку она забьется шлифовальной пылью, и даже если обдуть поверхность, мы все равно ее не сможем оценить, так как верхняя поверхность будет маскировать то, что у нас на дне. И опять мы получим просадку.

Если же градация не превышает 100 единиц, то мы легко перешлифовываем подложку, получая нужное нам понижение риски.

Это же применимо и к толстым грунтам, также имеющим очень высокую вязкость. Высоконаполненные толстые грунты, как и шпатлевка, способны проникать только в определенные для них риски. А вот для первичных грунтов, поскольку они жидкие, форма риски никакого значения не имеет, они с одинаковым успехом проникнут и в более, и в менее заусенчатую риску.

Размещение зерен

Если уж мы заговорили о зернистости как об одной из главных характеристик шлифовального материала, то следует отметить, что существует еще один немаловажный параметр, влияющий на выбор абразива в зависимости от вида выполняемых работ.

Речь идет о степени концентрации шлифовальных зерен на несущем материале. Различают плотное (закрытое) и открытое размещения.

Открытое размещение зерен

Зерна уложены равномерно и покрывают примерно 50-70 % поверхности бумаги. Поэтому при данном методе распределения сохраняется большое пространство между отдельными зернами, куда может попадать шлифовальная пыль. Материал с такой концентрацией зерен подходит для вязких, мажущихся материалов. Он рекомендуется, если имеется вероятность преждевременного засаливания абразива, неизбежно влияющего как на эффективность обработки, так и на срок службы шлифовального материала.

На ощупь частицы этих материалов кажутся более острыми, так как зерна не образуют плотной закрытой поверхности. Подобные шлифовальные материалы оставляют после себя риски большой глубины, поскольку давление на инструмент передается на поверхность через меньшее количество зерен. Глубина рисок может быть различна и практически непредсказуема.

Плотное (закрытое) размещение

Шлифовальные зерна плотно сконцентрированы и покрывают 90-100 % поверхности бумаги. Материал с закрытым размещением зерен отличается высокой стойкостью. При одинаковой зернистости шлифование с помощью бумаги с плотным размещением позволяет достичь более высокого качества обрабатываемой поверхности.

Этот метод распределения предназначен для абразивных материалов, которые должны иметь наибольшее возможное количество режущих кромок на единицу площади поверхности для достижения самой высокой скорости снятия слоя обрабатываемого материала. Он рекомендуется, если нет опасности засаливания и для получения заданных классов обработки поверхности или чистовой обработки.

Отвод же частиц пыли должна обеспечивать высокопроизводительная система пылеудаления.

Далее →

← Назад

← К началу статьи

В справочник