бесплатно по России 8 800 700-14-31
КАТАЛОГ

Специальные предложения
на фирменные материалы
«ИНФРАХИМ-АНТИКОР»®

Современные факторы рынка ЛКМ

17.07.2009

Современные факторы рынка ЛКМ

Всем и каждому давно знакомы такие наименования отделочных материалов, как: краски, эмали, шпатлевки, лаки, антисептики, грунтовки и т. д. Практически, в любом специализированном магазине строительных материалов или хозяйственном рынке ассортимент лакокрасочной продукции поражает своим огромным разнообразием. И все же, несмотря на кажущуюся хаотичность, в оптовой торговле ЛКМ и в розничной сети он подчинен своим законам. Каким? Вместе со специалистами компании «Инфрахим» мы попытаемся это выяснить в данной статье.

Отечественный современный рынок лакокрасочных материалов развивается стремительными темпами. Однако наши отечественные производители уходят на второй план, т. к. конкуренция с иностранными производителями очень высока. Иностранная продукция конечно дороже отечественной, но ее ассортимент существенно выше, также как и экологическая безопасность. В данный момент на нашем рынке лидируют европейские компании, и похоже, что ситуация не изменится еще долгое время, т. к. доля импорта лакокрасочной продукции на российском рынке постоянно растет. Основными конкурентами отечественных производителей являются финские, польские и немецкие коллеги (40, 16 и 14 процентов соответственно). А так же Украина, Словения, Турция, Италии и Франция.

В России лакокрасочная продукция производится на более 200 предприятиях, располагающихся по всей территории нашей страны, однако основной объем вырабатывается в шести областях европейской части РФ. Стимул для развития таких предприятий - это постоянно увеличивающийся спрос на ЛКМ, возросшие требования к качеству строительства, развитие промышленности. По данным межрегиональной ассоциации «Система межрегиональных маркетинговых центров» общий объем рынка лакокрасочных материалов составляет 700 000 тонн. По данным Госкомстата эта цифра равняется 900 000 тонн. Нужно также учитывать то, что объем рынка ЛКМ продолжает расти высокими тепами.

По данным исследований компании «Инфрахим» торговые и строительные компании чаще всего закупают водно-дисперсионные краски, грунтовки и эмали (90 % ремонтно-строительных организаций). Рассмотрим теперь, насколько этому интересу удовлетворяет рынок Ярославской области.

Представители компании «Инфрахим» обследовали 28 точек рыночной торговли и 14 магазинов Ярославской области. По данным этого исследования, в Ярославской розничной торговле ЛКМ выставлена продукция 120 марок и такого же числа производителей (70 марок иностранных производителей и 50 – отечественных). По количеству продукции, на первом месте располагается марка «Dufa», (80 % обследованных торговых точек). Второе место – «Tikkurila». Третье место занимает российская марка «Текс». Также в десятку лидеров входят «Sadolin», «Ореол», «Poli-R», «Акватекс», «Ярославские краски», «Одилак» и «Alpa».

Дистрибуция марок лакокрасочной продукции различается в зависимости от товарной группы. Так марка «Dufa» - первое место среди белых водно-дисперсионных красок для внутренних работ, акриловых лаков, второе место - в акриловых и алкидных эмалей и лаков. «Sadolin» лучше всего представлена в числе антисептиков и латексной краски, а всем известная «Tikkurila» - это одна из трех ведущих марок практически во всех группах (более 20 % всего рынка ЛКМ). Второе место делят между собой «Dufa» и «Текс». Стоит отметить, что «Dufa» встречается чаще, чем «Tikkurila», но последняя побеждает за счет количества. На третьем месте – «Sadolin. Объем других марок составляет менее 3 % рынка лакокрасочных материалов.

Розничная торговля на 67 % состоит из продукции импортных производителей, что говорит нам не о самом лучшем положении российских производителей лакокрасочной продукции. Несложно догадаться, что отечественные марки пользуются большим спросом у потребителей с низким уровнем дохода, а также среди небольших строительных организаций. Для того чтобы отечественные производители смогли достойно конкурировать со своими иностранными коллегами на рынке лакокрасочных материалов, требуется резкое увеличение качества производимой продукции, а также изменение маркетинговой политики. Специалисты компании «Инфрахим» выделили 30 товарных групп лакокрасочных материалов, присутствующих в Ярославской розничной торговле. 11 из них представлены достаточно широко: не менее 3 % в общей доле рынка лакокрасочных материалов.

На каждую из товарных групп приходится в среднем около 30-ти товарных марок. Это показывает уровень конкуренции на рынке ЛКМ и в отдельных его сегментах. К примеру, группа водно-дисперсионных красок представлена 40 марками, конкуренция весьма высока. «Dufa» занимает более 40 % розничной торговли и выступает в качестве единоличного лидера, т. к. конкуренты находятся намного ниже.

«Sadolin» лидирует в группе антисептиков (30 % всего рынка), далее идут «Dufa» (18 %) и «Tikkurila» (около 10 %). В группах водоэмульсионной краски, колерантов, латексной краски, полиуретановых лаков уровень конкуренции не настолько велик. Общее число марок здесь не превышает 20-ти. Тем не менее в группе латексной краски лидирует «Tikkurila» (более 40 %).
Моделью сглаженной дифференциации можно считать группу колерантов и полиуретановых лаков. Второстепенные лидеры там вполне сопоставимы с основными. Стоит отметить, что этот случай является нетипичным, т. к. в целом уровень конкуренции на рынке лакокрасочных материалов достаточно высок. На долю основного производителя в среднем приходится 41 % ассортимента. Марки, занимающие вторые места, достигают уровня 16 %, лидеры «нижнего звена» - 8 %. Оставшийся ассортимент распределен между другими марками, которые не имеют заметного влияния на рынок ЛКМ.

По результатам нашего исследования мы можем увидеть, что ярославский розничный рынок не совсем удовлетворяет запросам клиентов. Строительные организации в первую очередь интересуются грунтовками, вводно-дисперсионными красками и эмалями. Однако им предлагают в основном алкидные эмали и антисептики. Торговым организациям есть над чем задуматься, если они хотят увеличить долю своей прибыли. Впрочем как и производителям лакокрасочных материалов.

Другие публикации

Лакокрасочные материалы для окраски пищевой тары (альтернативные технологии производства)
Лакокрасочные материалы для окраски пищевой тары (альтернативные технологии производства)
Эпоксидные смолы на базе бисфенола А (BPA) более 50 лет применяются для покрытия внутренней поверхности металлических консервных банок и металлических...