Рынок низкоэмиссионных лакокрасочных покрытий
03.09.2014
За несколько лет спрос на экологичные лакокрасочные материалы (ЛКМ) со стороны как коммерческих организаций, так и рядовых потребителей существенно вырос. Пройдя череду серьезных регулирующих нововведений, покупатели красок и покрытий осознали все преимущества использования «зеленых» материалов. В то же время движение по направлению к низкоэмиссионным ЛКМ и составам с нулевым содержанием летучих органических соединений (ЛОС) инициировало разработку новых законодательных инициатив.
В первых рядах оказались регуляторы из Калифорнийского окружного органа контроля качества воздуха (SCAQMD). Именно они разработали, адаптировали и внедрили программу по надзору за качеством воздуха, которая полностью соответствует стандартам, установленным региональными и федеральными властями. SCAQMD стала одной из ключевых национальных организаций, отслеживающих уровень эмиссии различных ЛКМ. В настоящее время SCAQMD считается идеологом борьбы за чистый воздух в США.
Другой участник движения, выступающий за внедрение более экологичных продуктов, — Совет по экологическому строительству США (USGBC), который представил программу «Лидерство в энергетическом и экологическом
проектировании», хорошо известную в мире под аббревиатурой LEED. За последние несколько лет LEED превратилась в самостоятельное экодвижение. Фактически в конце 2013 г. была выпущена четвертая версия программы. Некогда разработанная Советом по экологическому строительству LEED произвела настоящую революцию в строительстве, дизайне и других смежных отраслях.
Не удивительно, что на сегодняшний день производители ЛКМ рассматривают низкоэмиссионные покрытия как основу своего ассортиментного ряда. Международное агентство аналитики (GIA) недавно выпустило отчет о тенденциях в сегменте латексных покрытий. Согласно нему, растущий спрос на ЛКМ с низким или нулевым содержанием ЛОС является основным драйвером развития рынка латексных красок. Сильнейшее влияние на состояние
отрасли оказывают опасения потребителей относительно вреда для здоровья ЛОС, содержащихся в покрытиях.
Латекс — млечный сок растений, включающий протеины, углеводы, алкалоиды и многие другие вещества. Латексные краски или ЛКМ на основе водных эмульсий содержат различные частицы термопластичных смол, окруженные молекулами эмульгатора, что препятствует их склеиванию в жидкой фазе. Такие свойства, как слабовыраженный запах и нулевой уровень ЛОС, делают латексные покрытия особо востребованными для промышленного применения.
«В 2013 г. наша выручка от продажи экоматериалов, в том числе низкоэмисионных покрытий, составила почти 5 млрд долларов, что эквивалентно 24% от всей выручки компании, — отмечает Андрэ Виниман, управляющий директор направления экологической безопасности и стабильного развития AkzoNobel. — Продукты премиум-сегмента являются основным способом реализации стратегии по созданию большей добавочной стоимости из меньшего количества ресурсов. Мы продолжаем вычислять процентное соотношение выручки, полученной от них, к совокупной выручке компании. Наша цель на 2015 г. – получить порядка 30% выручки от экологичных решений».
Benjamin Moore когда-то взяла на себя обязательство разрабатывать наиболее безопасные продукты на рынке. «Фактически мы стали первой компанией, которая выпустила на рынок ЛКМ с нулевым содержанием ЛОС. Это произошло в 2008 г., материал был представлен под маркой Natura, — отмечает Келли Синатра, представитель Benjamin Moore. — На сегодняшний день мы модифицировали основную часть нашей премиальной линейки под
требования нулевого ЛОС».
Низкоэмиссионные покрытия — основа продуктового портфеля AkzoNobel. В частности материалами с низким или нулевым содержанием ЛОС богата линейка декоративных ЛКМ Dulux Ambiance, которая была представлена в прошлом году. Sikkens Autowave 2.0 — водное базовое покрытие с наилучшей для своего класса цветостойкостью, Interplate Zero — запатентованный воднодисперсионный праймер, содержащий силикат цинка, пригодный для нанесения на корпуса морского и речного транспорта. «Данные продукты входят в портфолио экоматериалов AkzoNobel и оправдывают ожидания наших потребителей», — уточняет Андрэ Виниман.
«Benjamin Moore предлагает материалы с нулевым содержанием ЛОС как для премиального, так и для профессионального сегмента», — сообщает Келли Синатра. Относительно недавно компания представила Benjamin Moore Natura Renew — первую биовосстанавливаемую краску с нулевым ЛОС. Natura Renew — высокостойкий и экологичный продукт. Материал уже доступен клиентам компании из Северо-Запада США, чуть позже он поступит на мировые рынки. По информации Benjamin Moore, материал полностью соответствует концепции LOHAS (здоровый образ жизни и устойчивое развитие), которая столь популярна сейчас в Соединенных Штатах. Рынок специальных товаров и услуг, укладывающихся в данную концепцию, оценивается в 290 млрд долларов, причем 100 млрд из них имеют отношение к экостроительству. Исследования показывают, что один из четырех взрослых американцев является частью этой потребительской группы.
Natura Renew содержит приблизительно 40% биовосстанавливаемых материалов, что делает эту краску наиболее экологичной из всех. Уровень ЛОС в ней достигает нуля. Также среди преимуществ материала — простота
нанесения, стойкость и легкость при очистке. ЛКМ представлен в 1000 различных цветовых оттенков, степень блеска которых регулируется по желанию заказчика. Краска была разработана при участии компании DSM, преуспевшей в данной области исследований.
Другая североамериканская компания — PPG Industries — также выпускает большой ассортимент экологичных продуктов для сегмента архитектурно-строительных ЛКМ. К примеру, PPG Pitt-Glaze WB1 обеспечивает максимум защиты при длительном сроке службы и минимуме дополнительного вмешательства. Данный акрилово-эпоксидный водно-дисперсионный состав прекрасно подходит для нанесения на поверхности стен коммерческих и промышленных сооружений.
На сегодняшний день низкоэмиссионные ЛКМ являются наиболее востребованным типом лакокрасочных составов после интерьерных красок. «Они широко применяются для окраски детских комнат или гостиных. Если говорить о профессиональной сфере, то для нее Benjamin Moore разработал Ultra Spec 500 — материал с отличной укрывистостью и стойкостью, что позволяет использовать его для окрашивания больничных помещений и учебных корпусов», — поясняет Келли Синатра.
Аналитики отдела продаж AkzoNobel подтверждают, что к росту можно прийти только через постоянное движение. «В первую очередь в прошлом году мы наблюдали по всему миру повышенный спрос на водно-дисперсионные ЛКМ для окрашивания стен. В связи с этим мы модифицировали часть материалов, существенно снизив уровень ЛОС. Эта тенденция удержится и в будущем. Специалисты нашего подразделения Performance Coatings также подтверждают, что спрос на низкоэмиссионные покрытия останется высоким со стороны производителей транспортных средств и строительных фирм», — отмечает Андрэ Виниман.
По его словам, в прошлом году компания направила на разработку продуктов с низким уровнем ЛОС порядка 516 млн долларов. «Наши технологи концентрируют внимание на дальнейшем уменьшении ЛОС в рецептурах покрытий и, как следствие, снижении углеродного следа. Разработка новых решений, таких как «вода в масле», и усовершенствование водно-дисперсионных составов уже позволили сократить содержание ЛОС на 20% из расчета на литр», — добавляет он.
Столь оптимистичные прогнозы производителей, подкрепленные инвестициями в научно-исследовательскую деятельность, вкупе с повышающимся спросом на экологичные материалы со стороны как рядовых потребителей, так и подрядных организаций позволяют говорить о большом будущем рынка низкоэмиссионных покрытий.
Керри Пианфорте
По материалам журнала «Coatings World»