бесплатно по России 8 800 700-14-31

Ситуация в мировой лакокрасочной индустрии

06.12.2013

Мировая лакокрасочная индустрия

Прошлое, настоящее и будущее мировой лакокрасочной промышленности


Экономическая ситуация в 2012 г.

Для большинства стран прошлый год ознаменовался крушением надежд на восстановление стабильности в экономике, до этого многократно предсказанной маркетологами. Сильный «встречный ветер», продержавшийся в течение 12 месяцев, лишь создал иллюзию повышения котировок, материализации которой мир ждал с нетерпением. Аскетизм развития, свойственный прогрессивным государствам, так же, как и торможение, объясняющее состояние азиатской экономической модели, были характерны для всего посткризисного периода.

Согласно данным Европейского центрального банка, превалирующая часть стран ЕС в 2012 г. вступила в следующую стадию экономической рецессии, так и не сумев полностью оправиться от первой волны кризиса. Некоторые аналитики полагают, что ситуация продолжит осложняться и в грядущем 2014 г. В Соединенных Штатах, по-прежнему сражающихся со стоячим положением своего «экономического корабля», основные политические силы предпочли пойти по пути созидания и обобщения, который предполагает осторожность в принятии решений. Выбор такого подхода кажется сомнительным еще и потому, что ключевые экономические показатели в IV квартале прошлого года оставляли желать лучшего. К счастью, США удалось избежать падения в «финансовую пропасть», пусть и на последней минуте. Последствия этого шага стали проявляться чуть позже — в период осеннего обсуждения госбюджета, ускорившего приближение второго этапа рецессии.

В минувшем году Япония продолжила бороться со слабым ростом ВВП, что опустило валютный курс йены, а также негативно сказалось на объемах экспорта товаров в инертные страны Европы. Экономическое развитие в Азии несколько ослабло, вследствие чего в 2012 г. в некогда самых быстрорастущих регионах наблюдался спад производства и потребления продукции. Частично это произошло из-за сокращения спроса со стороны как соседствующих государств, так и представителей Большой семерки, столкнувшихся с дефицитом бюджета и высокой инфляцией. Превалирующее число государств Латинской Америки вынуждено было наблюдать за снижением роста ВВП, проходившего на фоне уменьшения спроса на экспортные товары и падения цен на ключевые виды сырья. В связи с этим даже страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) преодолевали серьезные препятствия в 2012 г. В целом, прошедший год сложился не очень удачно для большинства экономик мира.

Трансформации в международной экономике в 2013 г.

Поскольку минувший год оказался достаточно сложным для глобальной экономики, неопределенной оставалась ситуация и в лакокрасочной индустрии. Очевидно, за посткризисный период облака сгустились настолько, что сумели покрыть большую часть мирового производственного ландшафта. Тем не менее, в 2013 г. наметился просвет. Определенную уверенность вселяют признаки стабилизации экономики, повышение уровня благосостояния работающего населения и восстановление рынка жилищного строительства, способные направить, в частности, Соединенные Штаты по верному пути. Еврозона, прибывавшая долгое время в состоянии рецессии, также понемногу начала освобождаться от финансовой зависимости, хотя в ЕС до сих пор проходят серьезные дебаты относительно поставленного диагноза. И пока ВВП не достигнет уровня прошлых лет, Китай и Индия продолжат вести Азию к экономическому рывку.

Факторы, повлиявшие на лакокрасочное производство

В целом, спрос на покрытия способствует росту деловой активности в мире. Многие игроки на рынке лакокрасочных материалов (ЛКМ) осведомлены о сильной взаимосвязи между подъемом ВВП и потреблением ЛКМ. Как правило, в период экономического благоденствия страны и ее регионов процветает и производство ЛКМ.

На сегодняшний день в сегмент красок и покрытий вовлечены тысячи локальных региональных компаний и мультинациональных корпораций. В конце 2012 г. емкость мирового рынка ЛКМ оценивалась в 110 млрд долларов США, что эквивалентно 34 млрд литров красок. По сравнению с предрецессионным 2007 г. данные показатели подросли на несколько пунктов (92,5 млрд долларов и 28 млрд литров). Вопреки негативным тенденциям в глобальной экономике и низким темпам восстановления рынков в ряде государств лакокрасочная промышленность продолжила развиваться. Однако этот рост проблематично назвать равноценным для всех регионов и отраслей, закупающих готовые ЛКМ.

В конце прошлого года аналитическое бюро Orr and Boss закончило сравнительное исследование, впоследствии получившее название «Мировая индустрия лакокрасочных материалов (2011-2016 гг.)», которое было профинансировано и опубликовано IPPIC (Международный совет производителей ЛКМ и печатных красок). Проект подразумевал деление лакокрасочной индустрии на 11 базовых сегментов, отличающихся в зависимости от конечного применения ЛКМ.

Сегмент декоративных красок превалировал в глобальной лакокрасочной промышленности. В 2011 г. на данное направление пришлось порядка 56% от мирового объема производства и 44% от общего объема продаж. Однако стоимость архитектурно-строительных красок, как и прежде, оставалась намного ниже материалов индустриального назначения, в частности конвейерных и ремонтных автомобильных покрытий, ЛКМ для аэрокосмической отрасли, покрытий, эксплуатируемых в тяжелых климатических условиях и пр. По прошествии последних 5 лет глобальный рынок декоративных красок в среднем вырос на 3,4% по объемам выработки и на 3,8% в стоимостном отношении.

Суммарно все сегменты промышленных покрытий приблизились к отметке в 44% от мирового объема производства. При этом потребление индустриальных, морских и защитных ЛКМ составило порядка половины от всех ЛКМ промышленного назначения. Тем не менее ни один из вышеназванных сегментов не занимает более 10% от оборота всего рынка. С 2006 г. выпуск индустриальных покрытий ежегодно увеличивается примерно на 2,4% в производственном и на 3,3% в стоимостном выражении.

В дополнение к проведенному сегментированию глобальной лакокрасочной отрасли IPPIC также инициировала исследование мирового рынка, основываясь на географическом принципе. С этой целью было выделено 5 регионов: Северная Америка, Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион, Латинская Америка и остальной мир, который включал в первую очередь Средний Восток и Африку.

На долю АТР пришлось порядка 47% от общего объема выработки ЛКМ и 40% от всего объема продаж, что только подтвердило статус региона как крупнейшего игрока на международном рынке ЛКМ. Быстрый подъем на местных фондовых биржах стал результатом различий в росте котировок. В то время как основные лакокрасочные регионы придерживались программы планомерного развития, в АТР была предпринята попытка резкого скачка. Однако драматическое падение ключевых экономических показателей, затронувшее в первую очередь ЕС и Северную Америку, привело к повсеместному снижению спроса на ЛКМ, в том числе и азиатского происхождения. Если проводить сравнение с 2006 г., очевидным станет факт, что объемы продаж ЛКМ в 2011 г. были на порядок ниже. На рис. 1 продемонстрировано процентное распределение ЛКМ по объемам производства и продаж в зависимости от региона.

Рис. 1, 2, 3. Объемы производства, потребления и продаж ЛКМ


Объемы производства, потребления и продаж ЛКМ

Будущее индустрии лакокрасочных материалов

Как отмечалось ранее, подъем в лакокрасочном производстве в первую очередь свидетельствует об экономическом благоденствии в регионе. При этом определенные драйверы экономики оказывают влияние на сегменты лакокрасочной индустрии сильнее других. К примеру, если рассматривать только составы для защитной упаковки, можно установить, что объемы их продаж напрямую зависят как от покупательской способности граждан, так и от расширения всего рынка потребительских товаров. В целом, в течение 2013 г. большинство экономистов предвещало увеличение уровня ВВП в Китае, Индии, России и Бразилии. Для более успешных стран — Японии, Германии и Италии — был предсказан рост ВВП, на несколько пунктов превышающий средние показатели по миру.

Другой не менее важный фактор, влияющий на развитие лакокрасочной промышленности, — это подушевое потребление краски. Вопреки тому, что некоторым регионам был свойственен ускоренный рость ВВП, объемы закупок лакокрасочных изделий на одного человека в них оставались на достаточно низком уровне, что оставляет «окошко» для дальнейшего расширения рынка. В целом, спрос на покрытия разнится в зависимости от географии региона.

К примеру, на одного жителя Северной Америки приходится порядка 12 л краски в год, тогда как европеец потребляет около 8 л ЛКМ за аналогичный отчетный период. Однако подушевое потребление существенно
отличается в странах Западной и Восточной Европы: показатели в ЕС приближаются к североамериканским. Далее следует Латинская Америка, где в последние годы наблюдается всплеск покупательской активности. Подушевое потребление ЛКМ в Азиатско-Тихоокеанском регионе и странах Африки пока отстает от тройки лидеров. Тем не менее на фоне повышения качества жизни продолжает увеличиваться и спрос на ЛКМ в данных регионах. Потенциал для расширения рынка здесь действительно огромен, о чем свидетельствует постоянный прирост населения. На рис. 2 показана вариация спроса на ЛКМ в зависимости от географического расположения региона.

Будущее лакокрасочной индустрии, каким бы разнородным оно не казалось, связано с ситуацией в экономике отдельных государств и уровнем спроса со стороны конечных потребителей. Международный валютный фонд проявил осторожность, делая прогнозы на глобальный рост ВВП в 2013 г., который зависит от множества различных экономических и географических факторов. Большинство маркетологов еще в начале года предсказывали подъем в Индии и Китае всего на несколько процентных пунктов, что не идет ни в какое сравнение с показателями прошлого десятилетия. Тем не менее, если ежегодный прирост в КНР составит не более 7-8%, страна все равно сумеет достичь некоторых из поставленных ранее целей.

Вопреки отсутствию оптимизма среди экономистов, аналитики Orr and Boss заверили, что мировой рынок ЛКМ продолжит расширяться уже в ближайшей перспективе: к 2016 г. его емкость достигнет отметки в 144 млрд долларов США, при этом суммарные объемы производства удастся довести до 43 млрд литров. Рост, как и прежде, будет варьироваться в зависимости от конкретного региона и сегмента. Наименьшие показатели активности в ближайшие годы проявят страны ЕС. На рисунке 5 приведен сравнительный анализ прироста с 2006 по 2016 г.

Некоторые озвученные прогнозы для рынка ЛКМ, в частности в США и Европе, базируются на проектах восстановления экономики до уровня докризисных времен, тогда как в другой части мира, к примеру в АТР, подъем лакокрасочной отрасли непременно связывают с ростом ВВП и подушевого потребления красок. В целом консолидация рынков продолжится. При этом большинство лакокрасочных сегментов будут оставаться четко фрагментированными и клиентоориентированными направлениями, если их сравнивать с другими отраслями промышленности, поэтому малый и средний бизнес сможет устоять под натиском мультинациональных корпораций.

Появление «Новых норм»

Для компаний, работающих в зрелых западных экономиках, будущее их лакокрасочного бизнеса будет связано со становлением «новых норм» — периодом подъема, менее заметного, нежели в среднем по миру. Высокие цены на некоторые сырьевые ресурсы, нестабильность нефтедолларов по-прежнему останутся ключевой заботой для большинства производителей ЛКМ. Невысокие темпы жилищного строительства (относительно докризисного периода) в течение ближайших лет продолжат негативно сказываться на объемах потребления декоративных красок в Северной Америке и Западной Европе. Тем не менее высокое число инновационных разработок и подушевое потребление красок оставят перспективы для роста на обоих рынках.

В свою очередь, Китай, Индия и некоторые другие страны Южной Азии останутся основными регионами для расширения лакокрасочного бизнеса западных производителей ЛКМ и поставщиков сырья, как уже присутствующих на местных рынках, так и только готовящихся на них зайти. В КНР переходный период от развивающейся экономики к главенствующей в мире привел к увеличению ставок заработной платы,
в частности для жителей центральных городов. Повышение благосостояния также способствовало росту цен на основные сырьевые ресурсы, которые стали приближаться к европейским. В дальнейшем отдельное внимание будет уделяться вопросам экологии и устойчивого развития, иногда из-за государственного регулирования, а иногда под давлением западных инвесторов и конечных покупателей. В добавление к этому усилится соревнование между интернациональными корпорациями и локальными фирмами.

На сегодняшний день лакокрасочные компании и поставщики сырья вплотную подошли к переломному моменту в системе формирования спроса в глобальной индустрии ЛКМ. В то время как стимулы для получения прибыли разнятся, а угол точки перегиба от региона к региону меняется, общепринятые стратегии и апробированные способы производства продуктов исчерпали практически все свои ресурсы, перестав быть основой для длительных инвестиционных проектов. Причем это применимо ко всем без исключения сегментам и странам, экспортирующим и импортирующим ЛКМ. Те игроки, которые усвоили «новые нормы» ведения бизнеса, смогут сделать правильные шаги навстречу динамичному рынку.

Материал предоставлен Американской ассоциацией лакокрасочной промышленности (АСА).

Другие публикации

Новые водные смолы для промышленных ЛКМ
Новые водные смолы для промышленных ЛКМ
Смолы, применяемые в водных ЛКМ с низким содержанием летучих органических соединений, не совместимы с водой. Эта несовместимость делает водные ЛКМ...