бесплатно по России 8 800 700-14-31

Что необходимо знать лакокрасочникам о цвете

06.05.2013


Что должны знать лакокрасочники о цвете

Один из аспектов восприятия цвета — несобственные качества цвета

Собственные качества цвета — те, которые можно измерить и выразить количественно: цветовой тон, светлота и насыщенность. Но цветовые ощущения могут вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Все это называют цветовыми ассоциациями. Эти качества называют несобственными качествами цвета, так как они зависят от людей, воспринимающих цвет. «Несобственные качества объективно цветам не присущи, они появляются вследствие эмоциональной реакции, возникающей при их восприятии».

С истоков культуры человек стремился овладеть способностью цвета влиять на душевное состояние. Влияние цвета на физическое состояние и сознание важно для тех, кто профессионально использует цвет как средство выразительности или инструмент воздействия на человеческое сознание. Великие колористы были, подобно Делакруа, убеждены, что «цвет таит в себе еще неразгаданную и более могущественную силу, чем обычно думают». Существует связь между характером человека и его любимым цветом.

Цвет — это сила, которая стимулирует продажу практически любого потребительского продукта. Цвет играет важную роль при принятии решения о покупке, поскольку он пробуждает в покупателе целую вереницу эмоций, вызванных цветовыми ассоциациями и притягивающих его к тому или иному товару.

Американские психологи провели ряд исследований, в ходе которых выяснили, что цвет в изделиях, рекламе и упаковке занимает одно из важнейших мест в тот момент, когда человек составляет свое мнение о продукте: с вероятностью в 60% под влиянием цвета человек решает, стоит ли знакомиться с продуктом подробнее или нет; правильное сочетание цвета способно улучшить восприятие потребителем рекламного сообщения (на 40%); цвет даже может повысить позитивное отношение к рекламируемой продукции (на 22%).

Если систематизировать цветовые ассоциации, то их можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др., в свою очередь, разделив группы на подгруппы.

Например, физические ассоциации можно разделить на подгруппы:

а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые);
б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие);
в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые);
г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные);
д) пространственные (близкие, далекие, выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные).

Холодная гамма цветов создает впечатление успокоенности, теплая гамма — впечатление радости, активности, иногда драматизма. К легким цветам обычно относят светлые, холодные, малонасыщенные цвета, особенно синие и голубые, напоминающие цвет неба, воздушного пространства и дали. К тяжелым цветам относят теплые темные плотные цвета — коричневые, оливковые, черные, темно-серые и др. Тяжелые цвета обычно ассоциируются с цветом земли.

Художники часто называют различные цвета глухими и звонкими, это зависит от насыщенности цвета. Например, ярко-красный насыщенный цвет называют звонким по сравнению с глухим коричневым цветом.

Деление цветов на выступающие и отступающие основано на ассоциативном опыте людей, привыкших видеть дальние планы пейзажей и дальние предметы, всегда окутанные синевой. Если на одинаковом расстоянии от человека расположить два окрашенных в красный и синий цвета прямоугольника, то первый из них воспринимается расположенным ближе, а другой — расположенным дальше.

С точки зрения воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы:

1. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания.
2. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, зачерненные), а также ахроматические. Нюансные сочетания.

Цвета 1-й группы действуют как сильные, активные раздражители.
Цвета 2-й группы скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях.

Связь объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают

1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.
2. Сложные, малонасыщенные, средне-светлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.
3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково).
4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, то есть связанные с более интимными переживаниями и деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета.
5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции, что можно объяснить двойственностью их природы.
6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций, так как в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков.

Рассмотренные выше — самые распространенные типы ассоциаций. Например, известнейший колорист, признанная «гуру цвета» Литрис Айсмен в своей книге «Дао цвета» приводит список слов, которые часто используются людьми для описания цветовых ассоциаций. Он включает около 200 определений. Цвет может быть веселым, плоским, сочным, пошлым, элегантным, мощным, страстным, возвышенным, загадочным, дорогим, сильным и т.д. и т.п. Этот список можно существенно расширить. Тем, кто хочет детально разобраться в вопросах влияния цвета на людей, связанных с ним ассоциаций, выбора цвета и цветовых сочетаний, рекомендуем детально ознакомиться с этой и другими книгами Литрис Айсмен.

Книга Литрис Айсмен поможет:
  • проникнуть в историю каждого цветового семейства и узнать его интереснейшее прошлое и настоящее, символическое значение цвета в разных странах и в разные времена;
  • понять наиболее мощное воздействие каждого цвета и правильно его использовать;
  • понять, что любимые цвета говорят о вас;
  • определить собственные цветовые предпочтения;
  • выбрать точные цвета, которые создадут строго определенное настроение или чувство;
  • суметь правильно комбинировать различные цвета;
  • научиться выбирать цвета, которые будут гармонировать не только с вашими предпочтениями, но и с пожеланиями окружающих.
Институт цвета PANTONE (Pantone Color Inatitute), исполнительным директором которого является Литрис Айсмен, изучает влияние цвета на человеческое мышление, эмоции и физические реакции.

На протяжении многих лет PANTONE был вдохновляющим дизайнером цвета для профессионалов в сфере продуктов и услуг, передовых технологий, моды и красоты. Айсмен помогла многим компаниям сделать лучший выбор цвета при разработке продукции, логотипов, веб-сайтов, упаковки, интерьера и других приложений, в которых выбор цвета имеет решающее значение для успеха продукта или окружающей среды. Выбранные ею цвета для различных отраслей промышленности и направлений моды завоевали многочисленные награды. Ассоциация цвета США назвала ее концепции вершинами в области цвета.

Культуре цвета присущи колебания, и мода на ту или иную группу цветов держится около десятилетия. Среди факторов, определяющих стильные цвета, — состояние экономики, уровень развития промышленности и деятельность колористов и дизайнеров. Предсказание цветовых тенденций — это и наука, и искусство.

Новые цвета появляются в результате усилий профессиональных колористов и дизайнеров, стремящихся понять, что будут покупать люди в будущем сезоне. Как в Европе, так и в США существует множество фирм,
исследующих цветовые колебания на рынке товаров и делающих прогнозы на будущее. Некоторые из них специализируются на определенных отраслях, другие дают более широкие прогнозы. Это профессиональные организации, консультирующие крупные и мелкие фирмы. Многие производители направляют своих сотрудников на семинары, встречи и другие мероприятия, проводимые подобными организациями.
С 1962 г. среди таких организаций лидирует ассоциация «Color Marketing Group» (CMG), находящаяся в городе Александрия, штат Вирджиния, США. Она объединяет профессиональных колористов, дизайнеров и представителей промышленности со всего мира (более 1200 членов из 400 отраслей промышленности 20 стран), которые прогнозируют мировые тенденции цветового дизайна на ближайшие год-три. Дважды в год собираются конференции, где делают попытки предсказать, какие цвета будут самыми продаваемыми на рынке будущего. Дизайнерам приходится не проектировать будущее, а скорее угадывать его. Эксперты не выдумывают новые цветовые решения. Они внимательно анализируют тенденции, едва заметные, но уже существующие в обществе и дают рекомендации по цвету для всего — от краски и мебели до автомобилей и ковров. Их цель — определить привлекательные для людей цвета независимо от собственных пристрастий. Такие ведущие фирмы, как NCS, RAL и PANTONE, выпускающие атласы и каталоги цветов, которые превратились в международные нормы цвета, в своих линейках продуктов также дают рекомендации и прогнозы по модным цветам на ближайшие год-два.

Ежегодно дизайнеры — участники Нью-Йоркской недели моды представляют коллекции одежды, выполненные в модных цветах сезона. Компания PANTONE при активном участии Айсмен традиционно определяет
обозначение модных цветов каждого сезона и цвет года по каталогу PANTONE for Fashion and home. По этому же каталогу крупнейшие мировые изготовители текстиля и кож для одежды, обуви и дизайна интерьеров устанавливают модные цвета своей продукции.

В сентябре 2012 г. прошла очередная Ньюйоркская неделя моды и Институтом цвета PANTONE подготовлен отчет, в котором представлены десять самых модных цветов весны и лета 2013 г. в одежде. Это следующие цвета: PANTONE 17-5641 Изумруд, PANTONE 14-6011 Серый нефрит, PANTONE 16-4120 Синие Сумерки, PANTONE 14-0446 Нежные побеги, PANTONE 13-0756 Лимонная цедра, PANTONE 16-3520 Африканская фиалка, PANTONE 12-1008 Лён, PANTONE 19-3964 Синий Монако, PANTONE 17-1664 Красный мак, PANTONE 16-1360 Нектарин.

Выбор цветов модной гаммы 2013 г. Литрис Айсмен прокомментировала так: «Мы все связаны между собой тем, что стремимся найти гармонию в бешеном ритме нашей повседневной жизни. То же самое можно сказать и о моде — мы ищем баланс между светлыми и яркими тонами, классикой и новинками. Цветовая палитра этого сезона подчеркивает эту необходимость быть в гармонии с собой и в то же время оставляет место индивидуальности, самовыражению и азарту».

Использование модных цветов Pantone сезона весна-лето 2013 г. в одежде и в дизайне интерьеров и мебели рассмотрено на двух рускоязычных сайтах.

Цвет года по PANTONE

Каждый год специалисты Института цвета PANTONE выбирают цвет года, основываясь на современных тенденциях в дизайне и коллекциях ведущих модельеров. В 1999 г. компания Pantone объявила лазурно-голубой цветом тысячелетия. В 2004 г. в сотрудничестве с Мишелем Бернхардтом из Colorstrology цветом Colorstrology на 2005 г. был объявлен фиолетовый тюльпан. И начиная с 2005 г. компания Pantone стала ежегодно назначать Цвет года, выбираемый из десяти модных цветов года:
  • 2005: фиолетовый тюльпан;
  • 2007: перец чили;
  • 2008: синий ирис;
  • 2009: мимоза;
  • 2010: бирюзовый;
  • 2011: цвет жимолости.
Цветом уже ушедшего 2011 г. был оттенок цвета жимолости (Honeysuckle) под номером 18-2120, по выражению Айсмен, «помогающий смотреть на повседневные заботы и волнения с воодушевлением и энергией». Главным цветом 2012 г. был выбран красно-оранжевый тон «Мандариновое танго — Tangerine Tango» под номером 17-1463 со сложным драматическим оттенком. Каковы основные характеристики этого цвета? Это
теплый оранжевый цвет, немного экзотический. «Мандариновое танго» — оранжевый с красноватым оттенком цвет — привлекает внимание глубиной, магнетизмом и теплотой. Напоминает лучистые оттенки заката. Он объединяет живость и адреналин красного с дружелюбием и теплотой желтого, от него исходят тепло и энергия. Его хочется потрогать и понюхать, он красив, как огненное танго. Он дает заряд энергии и заставляет двигаться вперед. Этот цвет года очень оптимистичен, он согревает надеждой и вкусом. Его уже использовали модные дизайнеры, такие как Tommy Hilfi ger, Nanette Lepore и Adrienne Vittadini, в создании новой коллекции одежды — «Весна–2012». Одежда выглядит очень живо, в ней невозможно остаться незамеченной.

Несобственные качества цвета

Не стоит забывать и об интерьере своего дома. Но, чтобы идти в ногу с модой, не обязательно делать сразу ремонт и красить все в оранжевый цвет. Достаточно покрасить стену или просто приобрести аксессуары — мебель, покрывало, подушки, коврик или просто кружку для кофе цвета «Мандаринового танго». Ищите недорогой способ внести оранжевый дух и прилив энергии в свою жизнь. На вопрос, как выбирают модные цвета и какие факторы привели к выбору именно этого оттенка оранжевого, Литрис Айсмен ответила: «Выбор цвета года — процесс очень вдумчивый, он требует много времени. Чтобы прийти к выбору цвета каждого года приходится буквально разгребать весь мир в поисках цветов, влияющих на нашу жизнь. Поэтому выбор цвета — не такой уж пустяк, а выбор Цвета года призван изменить энергетику, способствовать прогрессу и, думаю, личному счастью!».

Интересно, а каким будет новый трендовый цвет? В декабре 2012 г. компания Pantone объявила, что цветом 2013 г. будет цвет изумруда (Emerald). Среди брендов, выбравших для своих коллекций изумрудный цвет — Burberry Prorsum, Chanel, Derek Lam, Dolce & Gabbana, Issey Miyake, Mary Katrantzou, Lanvin, Marni, Paul Smith, Prada, Proenza Schouler, Rag & Bone, Tracy Reese, Nanette Lepore, Marimekko и др.
Таким образом, восприятие цвета охватывает самые разнообразные аспекты этого явления и усиленно изучается учеными разных областей науки и практики: физиологами, психологами, лингвистами, специалистами в области семантики и семиотики цвета, художниками, дизайнерами, менеджерами, искусствоведами.

Видео: Pantone 2013 Emerald Color of The Year


По материалам журнала «ЛКМ Лакокрасочные материалы и их применение»

Другие публикации

Где купить лакокрасочные материалы?
Где купить лакокрасочные материалы?
В соответствии с регламентом проведения окрасочных работ на промышленных предприятиях, а также при возникновении потребности защитить ту или иную поверхность...