бесплатно по России 8 800 700-14-31

Неопределенность качества лакокрасочной продукции как фактор воздействия на рынок ЛКМ

12.05.2013

Неопределенность качества лакокрасочной продукции как фактор воздействия на рынок ЛКМ
В последнее время возросло количество контрафактной и низкокачественной продукции во всех сферах жизни (пищевые продукты, лекарства, косметика, видео- и аудиопродукция и др.). Хотя контрафакт и низкокачественная продукция различны с точки зрения закона, если первое — открытое мошенничество, то вторая — формально законная продукция, во многих случаях последняя представляет скрытое мошенничество. И то и другое наносит моральный и материальный вред потребителю. Это уродливое явление приобрело угрожающие формы и размеры, оно тормозит развитие страны.

В начале 1990-х гг. одни с иронией, другие с опасением рассматривали «гаражных» производителей ЛКМ и пытались с привлечением государственных структур искать пути борьбы с новым явлением — низкокачественной и контрафактной продукцией. Добросовестные изготовители, к числу которых относились ведущие предприятия лакокрасочной отрасли, пытались сохранить и удержать определенный сложившийся годами уровень качества. Значительные средства расходовались на создание и поддержание системы качества ISO 9000, 14 000, улучшение товарного вида продукции, маркетинг, рекламу, решение вопросов защиты окружающей среды и др.

Однако джин был уже выпущен из бутылки, сняты многие ограничения для производителей, разрушена создававшаяся годами система государственного и ведомственного контроля качества, отменена обязательность Государственных стандартов. В результате множились, как грибы после дождя, производители, единственной целью которых было достижение прибыли любыми путями и средствами. В итоге разрушились ведущие предприятия, определявшие развитие и техническую политику, прекратилось производство целого ряда важнейших продуктов — смол, пигментов, полуфабрикатов, во многом определявших самодостаточность отрасли.

Особенно резко возрос выпуск продукции класса суперэконом и эконом, а с ним и контрафакта в годы кризиса.

Явление, ставшее проблемой, сейчас рассматривается на разных уровнях, вплоть до самых высоких, изыскиваются меры борьбы. Однако процесс зашел достаточно глубоко. Для борьбы нужно понять не только внешние проявления, но и суть явления.

Почти 20 лет назад был опубликован перевод статьи профессора экономики Калифорнийского университета Джорджа Акелрофа «Принцип лимонов: неопределенность качества и рыночный механизм».

(«Лимонами» в США называют новые и подержанные автомобили низкого качества.) На основании исследований, проводившихся в развивающихся странах еще в 1970-е гг. (т.е. прошло уже полвека!), вышла работа, в которой автор сделал неожиданный вывод о том, что факторы неопределенности качества продуктов, изделий, услуг и недобросовестности поведения с наибольшей интенсивностью проявляются в развивающихся странах со слабым развитием рыночных отношений и создают серьезные помехи для прогресса.

«Наличие на рынке многочисленных разновидностей одних и тех же товаров ставит ряд вопросов — качества и неопределенности. На таких рынках появляется стимул — выставлять на продажу товары низкого качества, и в результате возникает тенденция к уменьшению как среднего качества товаров, так и размеров рынка. На таких рынках общественные выгоды не совпадают с частными, поэтому в ряде случаев государственное вмешательство может быть полезно для всех участников».

На наш взгляд, вывод точно отражает ситуацию, сложившуюся на отечественных рынках, в том числе и на рынке ЛКМ.

«Торговля на рынке может вестись как честно, так и нечестно. Информация о качестве может оказаться как истинной, так и ложной. Задача покупателя заключается в определении истинного уровня качества. Наличие продавцов, желающих продать низкокачественный товар, вызывает тенденцию к прекращению функционирования рынка».

Задача покупателя ЛКМ превращается в неразрешимую загадку. В сложившихся условиях не только «гаражные», но и многие официальные изготовители не могут определить истинный уровень качества ЛКМ. Информация о материале заключается в его названии,
часто ничего не говорящем покупателю, назначении, расходе и времени высыхания. Именно исходя из расхода и времени высыхания потребитель вынужден принимать решение. Для изготовителя и продавца снижение расхода при нанесении связано с повышением стоимости материала и возможным уменьшением продаж, поэтому для привлечения покупателя в последнее время изготовители стремятся сокращать время высыхания — обоснованно или необоснованно, не вдаваясь в суть показателя. Короткое время высыхания во многих случаях связано с получением жесткого покрытия с низкими прочностными показателями и склонностью к старению. Истинное качество связано с эксплуатационными свойствами ЛКМ, его сроком службы и сохранением функций. Это заключено в рецептуре при ее создании.

В настоящее время самостоятельно заниматься разработкой новых ЛКМ с оценкой качества по полной программе способны единицы производителей. Основная же часть производителей использует старый багаж рецептур, разными способами пытается заполучить рецептуры более удачных конкурентов или фирменные рецептуры с последующей их «доработкой» для достижения экономичности сырьевых составляющих рецептуры, глубоко не вдаваясь в вопросы качества.

«На рынках могут присутствовать потенциальные покупатели товаров высокого качества и потенциальные продавцы таких товаров в соответствующем диапазоне цен. Однако наличие продавцов, стремящихся выдать свой некачественный товар за качественный, приводит к вытеснению честного бизнеса. Издержки недобросовестного поведения, таким образом, не ограничиваются той суммой, на которую обманут покупатель; в них необходимо включать потери, связанные с сужением сферы честного бизнеса».

Результатом может быть ситуация, когда «плохие изделия вытесняют с рынка не совсем плохие, не совсем плохие вытесняют изделия среднего качества, которые вытесняют не совсем хорошие, а те, в свою очередь, хорошие — так что рынок прекращает свое существование».

На рынке отечественных ЛКМ это проявляется в следующем. Получатель дорогого материала имеет вероятность приобрести как качественный, так и некачественный материал отечественного производства, поэтому при прочих равных условиях он отдает предпочтение импортному материалу, так как вероятность приобретения качественного материала в этом случае выше. В итоге не только теряется ниша рынка, но и пропадает интерес к выпуску высококачественных дорогих ЛКМ (дешевых материалов высокого качества в современных условиях не может быть по определению — для их производства нужно дорогое качественное сырье), теряется квалификация производителей ЛКМ.

Если рассматривать среднеценовую нишу как наиболее массовую, то проникновение на этот рынок дешевых низкокачественных материалов вынуждает добросовестного производителя искать пути снижения цен. Это в подавляющем большинстве случаев достигается за счет использования различного вида заменителей основного сырья, которое-то и обусловливало качество, в результате снижение общего уровня качества продукции.

«Есть немало свидетельств тому, что неоднородность качества товаров в развивающихся странах выше, чем в развитых… Неоднородность качества продукции может препятствовать экономическому развитию двояко. Во-первых, торговля в этих условиях чрезвычайно прибыльна, к тому же она отвлекает предпринимателей из сферы производства. Во-вторых, расход времени предпринимателя на единицу выпуска продукции тем больше, чем больше неоднородность качества».

Отмечается, что если рынок подвержен влиянию факторов неопределенности качества и недобросовестного поведения, изготовитель, если он стремится сам реализовать свой товар, должен быть готов нести значительные издержки на рекламу, привлечение покупателей, предоставление гарантий качества. Во многих случаях, особенно для мелких производителей, такие издержки слишком высоки. Это ведет к непомерному расширению посреднического сектора, изымающего капиталы из сферы производства.

Обеспечить такие гарантии в условиях «гаражного» изготовления невозможно. Неслучайно многие серьезные потребители ЛКМ (нефтяники и газовики, производители транспортных средств и др.) в своих отраслевых документах вынуждены указывать не только марку ЛКМ и ссылку на нормативный документ, что легко подделать, но и изготовителя, который зарекомендовал себя как добросовестный и честный производитель, чтобы иметь дело с ним напрямую, без посредников.

Особо сложная ситуация имеет место со специальными материалами. Материалы этой группы были неприкасаемыми, производились с учетом особого периода только из отечественного сырья, выпуск которого сейчас во многих случаях прекращен. Импортное сырье, поступающее от разных стран и фирм, отличается от наших стандартов и требует серьезной проверки, на которую способны лишь квалифицированные изготовители. Однако стремление производить специальные лакокрасочные материалы неквалифицированными изготовителями растет, всех привлекают более высокие цены на эти ЛКМ. В этой группе материалов контрафакт наиболее опасен — он может привести к непредсказуемым последствиям (катастрофам, авариям, человеческим жертвам). Не случайно поднят вопрос о возобновлении действия государственной спецприемки на предприятиях, производящих продукцию для оборонных и других ответственных целей.

К числу других мер относятся фирменные знаки и лицензирование деятельности.

Знак фирмы должен свидетельствовать о качестве производимой продукции, подтверждать репутацию фирмы и иметь значение для потребителя. Однако при многочисленной однотипной продукции, неопределенности ее качества и недостаточной осведомленности о фирмах потребителю трудно принять решение. Ситуация похожа на маскарад, когда за яркими и красочными масками может скрываться что-то непредсказуемое. Подделки фирменных знаков и брендов производятся повсеместно. Борьба с этим явлением имеет место, но эффект явно недостаточен. При обсуждении работы Дж. Акелрофа рассматриваются и другие меры, которые могут быть связаны с воздействием со стороны государства, например повышение налогов на торгово-посредническую деятельность и импортных пошлин. Однако, эти меры не связаны со снижением неопределенности качества и сами по себе не способны повысить качество товаров.

Наибольший вклад государство могло бы внести путем целенаправленного создания рыночных институтов и здоровой атмосферы бизнеса, когда издержки, связанные с потерей репутации, превосходили бы выгоды, получаемые от использования нечестных методов ведения дел.

А главное, необходимо обеспечить определенность качества, а это можно только в условиях цивилизованного рынка, ответственного, честного производства и жесткого контроля.

Сохранение ситуации ведет к снижению общего уровня качества продукции отечественной производства, росту низкокачественной продукции и контрафакта, увеличению импорта продукции, расширению сети зарубежных производителей в стране и, как следствие, снижению уровня квалифицированных специалистов на производстве, потере научно-технического потенциала, дальнейшему отставанию от современного уровня и цивилизованного производства.

Производство контрафактной ЛК продукции рассматривалось на ряде конференций, предлагались различные пути борьбы с этим явлением. Однако нестандартный взгляд на проблему, представленный в работе Дж. Акелрофа, на наш взгляд, заслуживает рассмотрения и учета в практической деятельности. Хотелось бы знать мнение производителей и потребителей ЛКМ по изложенным вопросам, учитывая нетривиальное объяснение ситуации американским экономистом, а также предложения по изменению такого положения дел.

Послесловие

Этой статьей мы хотели подчеркнуть то, что размышляя о лакокрасочных материалах, мы говорим не только прямом назначении ЛКМ — защищать поверхность, эта тема хорошо раскрыта в различных статьях и публикациях, но и о других аспектах защиты. Правильно ли мы понимаем, как и что нужно защищать? Активное общение на различных международных выставках и конференциях ярко высветило характерную особенность — открытость представителей западных фирм и сокрытие любой информации со стороны российских компаний. Объясняется это защитой от конкурентов, но будьте уверены, что конкурент соберет о вас нужные сведения, потому что это ему жизненно необходимо, а потенциальных партнеров, которые не знают о вашем существовании, вы можете упустить.

К тому же закрытость и разобщенность российских участников рынка ЛКМ приводят к потере позиций на собственной территории. Долгое время мы держали оборону за счет беспредельного удешевления рецептур, чем окончательно загубили доверие к качеству российских красок, а теперь вступление в ВТО, кроме дорогой и качественной, открыло также путь дешевой зарубежной продукции, и получается, что у наших красок больше нет конкурентного преимущества. Этот вывод, конечно, касается не всех, есть предприятия, которым не стыдно за свою продукцию, они присутствуют на слуху и нетрудно вычислить, какова их доля в процентах. Им-то и приходится тяжелее всего — защищать свою нишу от честной и нечестной конкуренции.

Рассуждая о защите от контрафактной и фальсифицированной продукции, мы посчитали, что будет нелишне совершить небольшую экскурсию в недавнее прошлое, когда эмаль ПФ-115 была авторитетным брендом, рецептурные замены допускались лишь при неизменном качестве и многом другом, чего не знают на новых предприятиях.

Владельцы лакокрасочного бизнеса вряд ли прочтут данную статью. Как правило, лакокраска не единственный и не самый прибыльный их бизнес, но было бы полезно, если сотрудники показали бы им эту статью — может, это кого-то заставит задуматься? Защищать свой рынок, конечно, надо, и в каких направлениях двигаться пишут во многих авторитетных изданиях, надо просто внимательно читать такие публикации. Это снижение доли растворителей, эффективность использования ресурсов и энергии при производстве, применении и эксплуатации ЛКМ, минимальное воздействие на окружающую среду. Именно такие материалы будут востребованы на рынке в будущем.


По материалам журнала «ЛКМ Лакокрасочные материалы и их применение»

Другие публикации

Двухкомпонентные полиуретановые покрытия для труб
Двухкомпонентные полиуретановые покрытия для труб
Жесткие полиуретановые лакокрасочные покрытия для защиты подземных или подводных трубопроводов
Двухкомпонентные полиуретановые (2К ПУ) системы отлично зарекомендовали себя в качестве подходящих...